Распродажа!

Эпоха просвещения в польских землях

250,00 

Купить

Артикул: 70.1.2.14.18
Дисциплина

История

Тип работы

Реферат

Категории: ,

Введение
Эпоха Просвещения является достаточно хорошо изученным периодом человеческой истории и развития науки, тем не менее, к анализу ее идей прибегают все новые и новые поколения философ и историков. Творец немецкой классической философии Иммануил Кант называл эпоху Просвещения «выходом человека из состояния несовершеннолетия»[3, с.16]. Она ознаменовалась процессом модернизации всех сфер социальной действительности и переходом от традиционного общества к обществу современному. Большая часть XVII и XVIII вв. в истории Польши приходится на период, когда господствовала культура барокко и Контрреформации. С 30 — 40-х годов XVIII века можно отсчитывать эпоху Просвещения в истории польской культуры. И в то, и в другое время польская культура была включена в общеевропейские культурные процессы, представляя их региональный вариант. Культура Барокко была теснейшим образом связана с Контрреформацией и Католической Реформой в Европе; культура Просвещения — с секуляризацией и дехристианизацией. Особенность Польши была в том, что здесь невозможно было полагаться на методы прямого насилия и принуждения, поскольку свобода вероисповедния была гарантирована шляхте Варшавской конфедерацией в 1573 г. Поэтому для того, чтобы вернуть в католическую церковь дворян и их подданных, нужно было опираться, прежде всего, на пропаганду, убеждение, полемику с протестантизмом. Главную роль в этой работе по «перевоспитанию» общества и отвращению его от протестантизма играли иезуиты. А одним из самых эффективных орудий их борьбы с протестантизмом оказались созданные иезуитским орденом школы — коллегии, в которых были введены новые принципы и программы обучения, впитавшие лучший опыт европейской педагогики того времени. Высокий уровень преподавания и бесплатность привлекали в коллегии многих протестантов, многие из которых в последствие обращались в католицизм. Католики, заседавшие в судах, издавали решения, дискриминаровавшие протестантов. В сейме католическая партия торпедировала всякую попытку придать Варшавской конфедерации силу незыблемого закона.
Во многих городах протестантам был закрыт доступ в цехи и к должностям в городском самоуправлении. В деревне крестьян обязывали посещать церковь, принимать участие в процессиях, регулярно исповедоваться и причащаться. Не обошлось, разумеется, и без ряда погромов протестантских общин. Результатом всех этих целенаправленных действий было формирование в Польше конфронтационной атмосферы и воспитание нового поколения шляхты, искренно религиозной и преданной католицизму. Борьба с протестантизмом сопровождалась внутренними преобразованиями в католической церкви — Католической Реформой. Эти перемены коснулись всех уровней и структур церкви. В приходах священники стали регулярно читать проповеди, создавать религиозные братства, побуждать прихожан в частой исповеди и причащению, устраивать впечатляющие процессии, проводить систематическую катехизацию молодежи.