Введение
XVIII столетие в истории России стал периодом модернизации и Просвещения. Это было время непростого и противоречивого исторического развития, оставившего открытыми и нерешенными многие проблемы. Однако радикальные перестройки XVIII века обратили страну в сильную мировую империю.
XVIII столетие связано с коренными преобразованиями в духовной сфере. XVIII век – это начало синодального периода в истории русской православной церкви. Церковная реформа, проведенная Петром I, стала пусковым толчком в формировании абсолютизма в стране, т.е. перехода к правлению, при котором неограниченная верховная власть принадлежит монарху.
По образцу западноевропейских государств основывается политическая жизнь России, ее хозяйство. Динамично вводятся западноевропейские формы культуры. Российская империя становилась самодержавной, военно-бюрократическим государством.
Основной целью реферативной работы, является прослеживание и обобщение основных церковных преобразований и событий XVIII века, способствовавших выведению Российской империи на новый уровень развития.
Церковь в конце XVII столетия
Во второй половине XVII столетия, патриархом Никоном (см. Рисунок 1) была проведена церковная реформа [1].
Патриарх приводил церковные богослужебные книги (Служебники) к единому стандарту, заимствованному у греков. В соответствии с практикой греческой церкви были изменены и некоторые привычные русские обряды. Так, Никон повелел совершать крестное знамение тремя перстами вместо двух, петь «аллилуйя» три раза, а не два, писать имя Иисус с двумя буквами «и», а не с одной и т. д. Была проведена ревизия хранившихся в храмах икон, чтобы выяснить их соответствие греческим образцам.
Некоторые представители тогдашнего русского духовенства восприняли распоряжения Никона как измену православию. Вместе со своим предводителем старообрядцы отказывались служить по новым Служебникам. Иноки наотрез отказались подчиниться новым порядкам. Для усмирения монахов правительство вынуждено было послать большой отряд стрельцов, которые жестоко подавили Соловецкое восстание (1668—1676). Приверженцев старых обычаев власти именовали раскольниками. Несмотря на преследования, они создавали свои собственные общины [2].
Патриарх Никон имел полную поддержку светской власти в проведении своей реформы. Однако когда он попытался присвоить себе некоторые полномочия самого государя, т.е. решил взять в свои руки не только духовную, но и политическую власть, царь Алексей Михайлович ответил опалой.
«После долгих мучений Никон был лишен патриаршего сана и сослан простым монахом в отдаленный Ферапонтов монастырь». (Борисов Н.С., 2009)
Из выше изложенного следует, что к концу XVII столетия в Российской церкви накопилось существенное количество как внутренних проблем – старообрядческий раскол церкви, так и проблем, связанных с её местом в обществе и государстве, также почти полным отсутствием системы религиозно-церковного просвещения и образования.
Таким образом, Россия XVII столетия, в русле исторического развития, была поставлена перед необходимостью коренных преобразований, так как только так она могла обеспечить себе почетное место среди других государств [1].
Предпосылки петровских преобразований в церковной сфере 7
…
Церковные реформы Петра I 8
…
Роль Феофана Прокоповича в развитии русской церкви 11
…
Создание Синода 14
…
Положение черного духовенства в связи с нововведенными реформами 17
…
Положение белого духовенства в связи с нововведенными реформами 19
…
Положение церкви во время правления Елизаветы Петровны и Петра III 21
…
Политика Екатерины Великой в отношении духовенства 24
…
Устройство Синода и штатов приходского духовенства во время правления Екатерины Великой 27
…
Политика Павла I в отношении духовенства 28
…
Заключение
К концу XVII столетия в Российской церкви накопилось существенное количество как внутренних проблем – старообрядческий раскол церкви, так и проблем, связанных с почти полным отсутствием системы религиозно-церковного просвещения и образования.
Перед Петром I стаяла цель, без потрясения и нового раскола, привить чуждую русскому благочестию реформу высшего церковного управления.
Основание Синода, радикальным образом изменила систему управления Русской православной церкви. Институт патриаршества был полностью утилизирован, а церковь, потеряв существенную часть своего влияния, отныне контролировалась императором, зависела от него и должна была направлять свою деятельность, на благо государства. Священнослужители обратились по сути своей в государственных чиновников. Абсолютно вся власть была сосредоточена в руках императора.
После смерти Петра I его преемники периодически вносили изменения в законы, касающиеся духовенства Русской церкви, но глубокого реформирования произведено было позднее.
В истории церкви при Екатерине II произошли события связанные с секуляризация владений духовенства; провозглашение веротерпимости; прекращение политики насильственной христианизации и преследования инаковерующих. Императрица своими реформаторскими действиями сумела привести в порядок отношения между государством и Церковью в ту систему, которая придала петровской реформе стабильность.
Во время царствования Павла I открывались духовные академии, семинарии и школы. В 1797 г, на котором императора Павла I объявили главой Русской Православной Церкви.
Так постепенно духовенство превращалось в привилегированное сословие.
Список литературы
- Барабанов В.В., Николаев И.М., Рожков Б.Г. История России с древнейших времен до конца XX века. – М., 2003. – 496 с.
- Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Том 1. – М., 2007.
- Милов Л.В. История России XVIII-XIX веков. – М.,2006. – 784с.
- Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009. – 752 с.
- Семин В.П. Отечественная история. – М., 2006. – 560 с.